В центре педагогической системы Монтессори стоит сам ребенок с его неповторимыми внутренними врожденными свойствами, уникальными способностями, с его потребностями, тенденциями, особенностями физического, физиологического и психического развития. Дидактическую систему М. Монтессори отличает прежде всего высокий гуманизм воспитательной и образовательной работы, обращенность всей системы к природе ребенка, свобода и отсутствие какого-либо авторитаризма. В основу своей системы она положила биологическую предпосылку — жизнь есть существование свободной активной личности. Что бы записать ребёнка в Монтессори-Центр, посетите сайт.
Смысл Монтессори — метода заключается в том, чтобы подвигнуть ребенка к самовоспитанию, самообучению и саморазвитию. Задача воспитателя — помочь ребенку организовать свою деятельность, реализовать свою индивидуальность и пойти своим уникальным путем.
В своей книге «Впитывающее сознание » Мария Монтессори пишет:
» Самый важный период в жизни — не время обучения в университете, а самый ранний, период от рождения до шести лет. Потому что это возраст, в котором формируется интеллект человека, его важнейшее орудие. И не только интеллект, но и все возможности его психики: Ни в каком другом возрасте ребенок так не нуждается в интеллигентной, квалифицированной помощи. И любое препятствие, мешающее его творческой продуктивной работе, снижает его шансы достичь совершенства.»
Современные психологические исследования подтверждают эти мысли М. Монтессори и показывают, что, от рождения до 4 лет человек развивает 50% своего природного интеллекта, в возрасте от 4 до 8 лет — еще 30%… Это свидетельствует об очень быстром развитии интеллекта в раннем возрасте и об очень большом влиянии, которое среда может оказать на его развитие.
Суть метода Монтессори — это свободная работа детей в подготовленной среде при взаимодействии с педагогом.
Подготовленная среда — это предметно-пространственная среда, созданная педагогом, с расположенными в ней открытом доступе разнообразными, привлекательными и интересными для детей материалами. Подготовленная среда — условие обучения и развития детей — позволяет каждому ребенку развиваться в индивидуальном темпе. Задача педагога, прежде всего, предоставить в распоряжение ребенка средства саморазвития и показать, как с ним обращаться. Такой показ называется презентацией материала. Ребенок работает с материалом сначала по показанному образцу, а затем выполняет различные упражнения, в том числе и придуманные самим. Программа обучения включает следующие разделы: упражнения в практической жизни, развитие сенсорики, развитие речи, обучение письму, чтению, элементарных математических и геометрических представлений, а так же раздел — космическое воспитание — знакомству с окружающим миром и человеческой культуре.
И педагоги для такого образования нужны совсем другие. Такие, которые могут понять и принять индивидуальность ребенка. Которым хватает терпения не натаскивать детей, а кропотливо выращивать их личность. Кому хватает мудрости за шалостями и баловством ребенка увидеть его истинную потребность в развитии и деликатно помочь. Кто сам готов постоянно учиться, развиваться, совершенствоваться, чтобы не отстать от наших детей.
Педагог, в первую очередь, является заинтересованным наблюдателем индивидуальных интересов и потребностей каждого ребенка. Он показывает правильный способ работы с теми материалами, которые выбирает сам малыш. Он тщательно отслеживает продвижение каждого ребенка и фиксирует его работу с материалом. Он специально обучен различать сензитивные (наиболее чувствительные) периоды ребенка. Иногда он переключает на что — то другое ребенка, который выбрал материал, к которому еще не готов; а иногда, наоборот, должен подбодрить ребенка, который не решается взять новое. Если ребенок делает ошибку, учитель по возможности не вмешивается, позволяя ребенку обнаружить ее самостоятельно путем дальнейшей работы с материалом, имеющим, как правило, возможности самоконтроля ошибок. Такая работа основана на принципе Монтессори, где ребенок обучается через упражнения и приобретение собственного опыта.
Поскольку ребенок работает с материалом индивидуально, в Монтессори-педагогике нет и не может быть соревнования между детьми. Для ребенка важен прогресс в его собственной работе, и достижения одного ребенка не сравниваются с достижениями другого. Монтессори была уверена, что соревнование допустимо только после того, как ребенок достигнет уверенности в своих базовых умениях и навыках. » Никогда не позволяйте ребенку потерпеть неудачу», — писала она.
Использование индивидуальных материалов позволяет каждому ребенку развиваться в своем темпе. Поэтому в группе могут одновременно обучаться дети с разными способностями. Младший или медлительный ребенок может много дней заниматься одним и тем же материалом, не тормозя при этом продвижение остальных детей. В то же время более способный ребенок может гораздо быстрее переходить от одной учебной задачи к следующей, от одного материала к другому. При этом он избавлен от необходимости скучать, дожидаясь, пока все остальные сумеют разобраться в этом материале. Ребенок с высокими способностями постоянно побуждается к дальнейшему продвижению большим разнообразием материалов и возможных видов работы с ними.
То, что дети развиваются в разном темпе, и их готовность к обучению значительно отличается даже в одном и том же возрасте — факт общеизвестный. Поскольку интерес к занятиям поддерживается постоянно, и учебные материалы находятся под рукой в любое время, многие дети начинают читать и писать намного раньше своих сверстников. Как бы то ни было, раннее обучение не является целью Монтессори — образования. Идеалом является естественное, радостное обучение и развитие в нужный для каждого ребенка период, в соответствии с его индивидуальными особенностями. «Мы не способны создавать гениев, — писала Монтессори . — Мы можем только дать каждому ребенку шанс реализовать свои потенциальные способности стать независимой, уверенной, уравновешенной личностью».
Чем же Монтессори — сады отличаются от обычных традиционных садов?
- Отсутствие классно — урочной системы и системы оценок.
- Разновозрастные группы (с 3 до 6 лет).
- Наличие специального развивающего материала , который позволяет ребенку самостоятельно заниматься и самостоятельно находить и исправлять ошибки.
- Ребенок сам выбирает, чем заниматься, с кем заниматься, как долго заниматься.
- Дети побуждаются обучать друг друга, сотрудничать и помогать друг другу.
- Среда и метод побуждают к развитию внутренней самодисциплины.
- Задача Монтессори — учителя — наблюдение за самостоятельной работой ребенка и помощь ему в необходимый момент.
- Тесное и равноправное сотрудничество педагогов с родителями. Родители — равноправные партнеры в образовательном процессе.